Карабчиевский Юрий Аркадьевич (1938-1992)


      Прозаик, поэт, литатуровед. Первое стихотворение опубликовал в 1955 году, но в дальнейшем его произведения в СССР практически не печатались, и до самой перестройки выходили только в самиздате, а с 1974 г. публиковались также и за границей - в журналах "Грани" (Германия), "Вестник РХД" (Париж), "Время и мы", "22" (Иерусалим) и др. В 1979 г. Ю. Карабчиевский принял участие в составлении скандально известного альманаха "Метрополь". Литературным трудом на жизнь не зарабатывал, трудился наладчиком на заводе, а также занимался ремонтом электронной аппаратуры.
     Автор повестей "Утро и вечер" (1976), "Тоска по Армении" (1976), "Незабвенный Мишуня" (1986) и др.; поэм "Юбилейная прелюдия" (1969), "Осенняя хроника" (1970), "Элегия»" (1972), сборника стихов "Прощание с друзьями" (1992)... Наиболее известная литературная работа Ю. Карабчиевского - филологический роман "Воскресение Маяковского" (издан в 1985 г. в Мюнхене). В 1986 г. эта книга была удостоена премии им. Даля.
     В СССР книги Ю. Карабчиевского стали активно издавать с 1990 года. В 1990 г. Ю. Карабчиевский эмигрировал в Израиль, но в 1992 г. вернулся. Покончил с собой 30 июля 1992 года. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище (88 уч.).


Cтихотворение Юрия Карабчиевского

                                   
                             ***

Непостижимая, немая пустота!
Дома бездомные тверды, как постаменты.
Равнобетонные негнущиеся ленты
тревожат отдаленные места.

И что немыслимо, чего не может быть?
Все ожидаемо и все происходимо.
Все взгляды - поверху и все походки - мимо.
Но странно вымолвить и трудно подтвердить,

что где–то в городе, за каменной грядой,
играют маковки резьбой и позолотой
и дышат улицы сегодняшней заботой,
вчерашней радостью и завтрашней бедой...

                                          1968                    


Могила Юрия Карабчиевского


фото Двамала, 2011 г.



Ещё стихи Юрия Карабчиевского


            ***

Пока на Трубной не растаял снег,
не закипел дождем по тротуарам;
пока последний встречный человек
не показался сгорбленным и старым;
пока слепая временная ось,
наш гордый дух расходуя в избытке,
не удлинилась так, чтобы пришлось
в далеких днях искать свои пожитки;
пока все это не произошло
поторопись и поверни направо,
туда, где стены - битое стекло
и где забор - зеленая отрава.
Вот этот дом! Попробуй на куски
рассечь его. Увидеть в каждом слое
тоску его. Вобрать в свои зрачки
нутро его, усталое и злое.
Ну что? Ну водка. Туфли на плите.
Ну запах слез. Привычка к униженью...
Ты видишь сам, что в этой тесноте
нет места твоему воображенью.
И все твои прилипчивые сны,
все - убедись - ничто. Пока не поздно,
взгляни еще, взгляни со стороны,
и воздух этой улицы тифозной
вдохни. Почувствуй бронхами, насквозь
усталость вида и погоды скверность.
Пока слепая временная ось
не вынесла тебя - в недостоверность...

                                    1957


           ***

Но вот уже косым пером
ночь заполняет полстранички,
и всматривается перрон
в лицо прибывшей электрички.
Пока он узнает: она! -
и ловит рвущуюся мимо,
в стекле замерзшего окна
твое лицо - неразличимо.
Но ты выходишь из дверей.
Что может быть на свете проще,
чем пересечь - скорей, скорей -
насквозь пустующую площадь,
нырнуть в туманное нутро,
а там уже - иди и грейся
последним поездом метро,
автобуса последним рейсом.
А там... Тропинку замело,
но дверь еще не запирали.

И для тебя хранят тепло
две раскаленные спирали.
Входи. Будильник на столе
считать минуты перестанет
и с первой фразы на сто лет
наш разговор с тобой растянет.
Пусть свет негаснущих планет
по нашей комнате блуждает,
и мой вопрос, и твой ответ
на целый век не совпадает.
На луч, как бусинку, надень
неумирающее слово.
И будет ночь. И будет день.
И ночь. И все начнется снова...

                              1962



            ***

Москва пропахла
потом и духами,
стихам и клятвам
позабыла счет.
Она стоит
в слепом июльском гаме,
как женщина
с красивыми ногами,
усталая,
не старая еще.
И мчатся ли троллейбусы
с жужжаньем,
скрипят ли в переулке
тормоза -
я обречен
с угрюмым обожаньем
смотреть
в ее спокойные глаза.
И что бы ни случилось -
рев команды,
рывок вначале
и удар в конце -
полоска
полустершейся помады
не шевельнется
на ее лице.

                        1965


          
              ***

Трамвайная Москва тебя скрывает
в скрещенье рельс, в асфальтовой пещере,
в районе ощущаемого чуда,
за адовой чертой - черт знает где.
Там судорожно дышит мостовая,
как днище раскаленной сковородки
и, как погромщик, в узком переулке
прямое солнце бьет по голове.
Но прошлое, лукавый лжемессия,
ведет меня на бреющем полете
в прохладное нутро воспоминаний.
Вот дверь твоя. Звонок - и я вхожу.
Мы десять лет не виделись, как будто?
Естественно, что ты не изменилась.
Утюг поставишь, сядешь, скривишь губы,
попросишь: "Расскажи мне что–нибудь".

Я расскажу тебе, как вечерами
пронзительна тоска о невозвратном.
Как страшен воздух, обогнавший время,
от тренья разогретый добела...
Ты тихо возразишь: "Я это знаю.
Скажи мне лучше, как твое здоровье,
где ты живешь, что делаешь, что пишешь,
какие фильмы видел без меня?"

Я расскажу, какие видел фильмы...
С короткой шеей и высокой грудью -
мой давний недруг, верный мой соперник, -
твоя соседка сонная войдет.
Когда она уйдет, уж будет поздно:
не начинать же исповедь сначала.
Ты скажешь: "Посиди еще немного",
что будет означать: тебе пора...

Трамвайная Москва гремит по крышам,
купается в расплавленном июле,
дымящееся варево готовит
из потных тел и пыльного тряпья.
И в этой мешанине растворившись,
я думаю: "Минуй меня, блаженство!
Ни исповеди легкой, ни прохлады,
ни прошлого - не надо ничего!"

                               1966



               ***

Когда заботы звякнут по копилкам
случайно и не в лад,
и возраст свой почувствуешь затылком,
как неотступный взгляд,

и вдруг поймешь, что жил среди отбросов,
витийствовал во тьму,
что некуда деваться от вопросов:
зачем и почему -

тогда ты бог. Пускай дарует ясность
решение твое:
простить земле слепую беспристрастность
иль наказать ее...

И, вырвавшись из вечного круженья
всего вокруг всего,
ты скажешь: Мир достоин продолженья,
а больше ничего.

Ведь что такое Мир, как не предместье,
предчувствие и весть?
Не надо ж ни прощенья, ни возмездья.
Останься все, как есть!

                                      1967


                СОН

Эта улица так же узка,
как твоя голубая рука.

Этот дом, и забор, и крыльцо -
как твое неживое лицо.

Не войду, а взлечу в вышину
и прильну к голубому окну,

успокоивши душу сперва:
"Ты мертва, - я скажу, - ты мертва...”

Но за стеклами, в комнате той -
золотой и зеленый настой,

тяжесть лиц, и еда, и питье,
и над ними - живое, твое...

Заорать в этой страшной гульбе:
“- Я жестоко ошибся в тебе! “-

захочу. Но забуду слова.
“Ты жива, - прошепчу, - ты жива!”

                                 1967


          14-Е ОКТЯБРЯ

Снова градом густых купоросин
за окном сыпануло, как встарь.
Это ровная строгая осень
заглянула в ручной календарь.

Значит, верно, что все повторится.
Та же боль навострит острие.
А тринадцать тебе или тридцать -
это личное дело твое.

Для политпросвещенной беседы,
для сведенья концов и начал
собираются все твои беды,
обступают твой дом по ночам.

И ко дню подведенья итога
обозначится чаша сия:
уповать на судьбу и на Бога,
чтобы после пенять - на себя.

                               1967


            ДВЕ МОЛИТВЫ

               1
Боюсь писать. Все тот же страх
струится потом, бьет ознобом,
лицом рябым и узколобым стоит
в распахнутых дверях.

Где свет? Какой сегодня день?
Нет слов. Пересыхает глотка.
И чья тюремная решетка
на стол отбрасывает тень?

Я знаю, знаю, этот бред,
водобоязнь бесчеловечья -
от слабогрудья, узкоплечья
и прочих досточтимых бед.

Но по ночам - что мне до них?
Ночами, над листом бумаги,
пошли мне, Господи, отваги -
я Твой пожизненный должник!


              2
Избави, Господи, от тени Мандельштама,
от на груди моей зияющего шрама,
от слов стреноженных, врывающихся в стих,
от растревоженных глазниц полупустых!

Оставь мне, Господи, мою немую душу.
Когда не вымокну, не выгорю, не струшу -
авось хоть что–нибудь смогу произнести.
А не получится - Господь меня прости ...

                                       1968


             ***

Как ни были бы мы в детстве уязвимы,
всегда найдется вымытая кухня,
пластинки, самодельный усилитель,
свисающие на пол провода.
Найдется торопливая беседа,
мальчишечьего полная азарта,
девчоночьего полная апломба -
загадочной и звонкой пустоты.

А там, глядишь, бежавший из Варшавы
старик–портной, добряк и ясновидец,
веснушчатыми длинными руками
подхватит ускользавшие слова.
И как бы ни казалась безысходной
действительность - всегда найдется выход.
Опомниться. Понять. Уйти из дома.
Лечь и уснуть. Стать взрослым наконец!

                                      1968



                  ***

    Так я брожу - от угла до угла
    пыльного города, душного дома,
    как на ладони в лучах перелома
    линия жизни моей пролегла.

    Так суждено мне - у всех на виду,
    с выбором ракурса, как вам удобней,
    в этом ли, в будущем, в прошлом году,
    безоговорочно, как на ладони.

    Случай - уже для меня чересчур.
    Только витаний туман и бесплотность.
    Только усталость. И женских фигур
    неисчерпаемость и безысходность.
    
                                  1968


                 ***

Эта улица помнит меня ребенком,
помнит подростком,
помнит юнцом -
и знать не знает, таким, какой я теперь.

Эта улица–
та ,
где я был безраздельно влюблен
в каждую женщину,
шедшую мимо.
Где движения рук и сумочек,
бедер и ног
подчиняли ритму ходьбы
все мои представленья о жизни.
Где июльскими приторными вечерами
слова мои,
как сухари,
мне кровавили рот,
и болезненным кашлем
рапирало мне грудь
самолюбие.
Эта улица -
та, где я вечно испытывал боль -
от обиды,
от страха,
от зависти,
от пустоты...
И когда я стою на этой улице -
я такой, какой я теперь,
то печаль моя
не о сбывшемся,
не об ушедшем,
даже не о беспечности детства -
а только об этой боли.

                               1968



         ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА
                          Памяти Олега Максимова

Прольются звуки стороной,
и что с собой ни делай,
и где ни стой, за чьей спиной,
за черной или белой -
слова, что вырвались на свет
из тайных и затворных,
теперь безличнее монет,
общественней уборных

Но нашим помыслам начать
иное исчисленье:
на них смертельная печать -
печать осуществленья.

Водой становится туман,
безмерность - расстояньем,
а сокровенный талисман -
народным достояньем.

И все ползет само собой,
пока не лопнут нити
и не окажется судьбой -
стечение событий.




              ***

Огромные гири ползут, отмеряя века.
В огромной квартире четыре живут старика.
Три, впрочем старухи, один же и точно, старик.
Ничто их, ни мухи, ни стук не тревожит, ни вскрик.
А в комнате каждой впечатаны в пол сундуки.
И тяжкой поклажей полны от доски до доски.
И каждый окован, и каждый оправлен в металл.
А сколько там комнат, никто никогда не считал.
А я в закуточке сижу, не снимая пальто.
Дошедший до точки чужак, самозванец, никто.
Огромную книгу держу в потрясенных руках.
И к этому мигу другой не прибавлю никак.
Ах, только б украдкой его оттянуть, этот миг.
Когда на площадку сойдет попрощаться старик.
И я, обреченный, растаю, тумана верней.
В толпе отрешенной, в мелькании серых теней.

                                          1968



              ПРОЩАНИЕ С ДРУЗЬЯМИ

    Оделись. Стоят, балаганят.
    Безвыходно. Душно. Трясет.
    Никто никого не обманет,
    никто никого не спасет.

    Спускаются. Хлопают дверью.
    Смеются. Молчат. И опять...
    Что хуже всего: я им верю
    и все же пытаюсь понять.

    Дурацкое свойство рассудка -
    искать существо и костяк.
    То - шутка, а это не шутка.
    То - важно, а это пустяк...

    Ты знаешь, сегодня мне жутко.
    Не в меру, не просто, не так.

    Сегодня, в тоске коридора,
    испарину чувствуя лбом,
    я понял бессилие спора -
    любого, с любым, о любом.

    Впервые за многие сроки
    я понял далекий намек:
    мы так же с тобой одиноки,
    как каждый из нас одинок.

    И как этот факт ни обыден,
    а холод прошел по спине...
    Погасим же свет и увидим,
    посмотрим, увидим в окне,

    как в ночь удаляется к т о–т о,
    в снегу оставляя тропу...
    И на три крутых поворота
    закроем свою скорлупу.
    
                          1969



             ЧТО Я МОГУ

Я могу разделить этот мир
на счастливых людей и несчастных.
А счастливых опять разделить -
по степени счастья.
А самых счастливых опять разделить
и так далее.
И окажется вдруг,
что самые–самые–самые -
это самые что ни на есть разнесчастные люди.
Значит, я не могу разделить этот мир
на счастливых людей и несчастных.
Но вот, что могу я сделать.
Я могу постоять на углу
между прачечной и магазином.
Пусть подходят ко мне
все хромые, слепые, горбатые,
все уроды,
себя сознающие вечно в обиде.

Пусть подходят ко мне
и, как честь, отдают мне частицу своих привилегий.

И во всю эту боль
я оденусь, как в новую кожу.
И не спрашивать, только не спрашивать,
много ли стало счастливых -
это самое большее, что я могу.

                                  1967


           ПОСЛЕ ВРЕМЕНИ

Распадаются мысли, и каждый осколок
застревает и ноет в сознанье моем.
Я живу на пригорке, и зимний поселок
словно Брейгелем врезан в оконный проем.

Эти бледно–холодные близкие дали,
эти ребусы птиц, и людей, и собак -
как бы сами зовут, чтобы их разгадали,
и пророчат: едва ли и как бы не так!

Птица - глупая тварь, и душа ее птичья
вместе с телом парит, без особых примет.
И она не свихнется, постигнув величье
и ничтожество мира в единый момент.

Но Господь бережет наш изнеженный разум,
опекает, ведет, опускает на дно.
"Вот собаки, и люди, и птицы, а разом,
целиком этот мир - вам познать не дано!"

И не надо. И верно: вершинами елок
ограничен простор и реальность сама.
Но зачем же так ноет в сознанье осколок?
Так мы сходим с ума. И не сходим с ума.

                                    1984

       Стихи Юрия Карабчиевского с
http://magazines.russ.ru:81/novyi_mi/arhiv/karab/poemm.html


На Главную страницу О сайте Сайт разыскивает
Ссылки на сайты близкой тематики e-mail Книга отзывов


                              Страница создана 11 апреля 2014 г.      (171)